История мирового автоспорта
Околоспорт Околоспорт
17 декабря, 19:31 Авто Sportclub.ru

История мирового автоспорта

От первых гонок до современной Формулы-1

Первые автомобильные гонки состоялись в 1884, хотя первая машина появилась всего годом ранее. Изначально задачей гонщика было протестировать прототип: только в условиях максимальной нагрузки за короткое время можно было выявить недостатки и быстро их исправить. Но вскоре люди поняли – зародился новый вид спорта.

В 1900 году в Европе появился Кубок имени Гордона Беннета, названный в честь владельца двух популярных газет. По правилам соревнования каждая страна могла выставить на старт до трех машин. Событие стало ежегодным и привлекало все больше участников со всего мира. Через четыре года американский миллионер подхватил идею, так появился Vanderbilt Cup, который проходил в Нью-Йорке на Лонг-Айленде.



В 1906 году прошел первый официальный Гран-при. Гонка, организованная Французским автомобильным клубом, состоялась на трассе города Ле-Ман. На старт вышло 32 участника от 12 разных производителей. Первым победителем Большого Приза стал Ференд Сис, который преодолел 1260 км. Такие состязания стали проводиться и в других странах, хотя единого чемпионата еще не было. Каждого гонщика сопровождал механик: только они вдвоем ремонтировать машину по ходу заезда. Успех команды Рено во многом заключался в использовании шин Мишлен, которые можно было не снимать с оси для ремонта, экономя время.


Первый десяток лет гонки устраивались на дорогах общего пользования. Трассы перекрывались до окончания заезда, но организаторы понимали, что нужно специальное место для гонок. В 1907 году появился первый в мире автодром Бруклендс в британском Вейбридже. Через два года американский трек в Индианаполисе принял первую гонку, а с 1911 года регулярно проходит гонка «500 миль Индианаполиса». В следующем году этот заезд надеется выиграть Фернандо Алонсо. Знаменитый итальянский автодром Монца принимает Гран-при с 1922 года.



В 1923 году впервые прошла суточная гонка «24 часа Ле-Мана». С 1924 года Большие Призы стали проводить и в Бельгии, в и Испании. С каждым годом число гонок росло: через 10 лет проводилось уже 18 стартов за сезон. Первая квалификация прошла в 1933 года: на Гран-при Монако были распределены места на решетке при помощи предварительного заезда. Но создание Формулы-1 пришлось отложить до 1949 года из-за начавшейся войны.

В течение почти десяти лет до первого сезона Формулы утверждались правила. Согласно им, очки получали первые пять финишировавших по схеме: 8-6-4-3-2. Кроме того, за лучший круг давали дополнительный балл. Также существовали штрафные баллы, которых гонщики должны были избегать. Первый полноценный сезон стартовал 13 мая 1950 года в английском Сильверстоуне. Он также включал в себя Гран-при Монако, США, Швейцарии, Франции и Италии. Первым чемпионом мира стал Джузеппе Фарина, который опередил своего главного конкурента Хуана-Мануэля Фанхио. Аргентинский гонщик, впрочем, за последующие семь лет стал пятикратным чемпионом.

После Фанхио на десять лет Большие Призы захватили англоговорящие пилоты. Чемпионами становились британцы Майк Хоторн, Грэм Хилл, Джеки Стюарт, Джими Кларк и Джон Сертис. К ним присоединились австралиец Джек Брэбэм, американец Фил Хилл и Дэнни Хьюм из Новой Зеландии.



В 1968 году впервые появилась спонсорская реклама на болидах команды Лотус. Наклейки Империал Тобакко украшали машину, принося команде неплохую прибыль. С тех пор в Формуле-1 одно нововведение следовало за другим: появились антикрылья, моторы с турбонаддувом, увеличивалась прижимная сила за счет разреженного воздуха под днищем. Последнее изменение – так называемый граунд-эффект  -  было запрещено в 1983 году из-за резко возросших скоростей. Тогда же сократили объем топливного бака.

С 1981 года началось правление Берни Экклстоуна, который выкупил все права на показ трансляций гонок. Миллиардер продлевал контракт еще дважды и отошел от дел совсем недавно в возрасте уже за 80 лет. С 1990-х годов наступила эра электроники: компьютеру отдавались все новые функции, от пилота успех зависел все меньше. Тогда же возросли финансовые расходы у команд: огромные средства вкладывались в развитие болидов, на производителей стало работать больше людей. Все это привело к тому, что многие команды просто не справлялись с нагрузкой и покидали чемпионат.



Сейчас Формула-1 представляет собой элитный вид спорта, доступный лишь избранным. Наличие таланта или денег не гарантирует пилоту успех – нужно и то, и другое. Средний возраст гонщиков значительно снизился: если раньше пилоты после 40 лет не были чем-то уникальным, то теперь предпочтение отдается тем, кому нет и 20. Не показав хорошие результаты в первые два сезона, спортсмен с большой вероятностью вынужден искать место в другой серии для продолжения карьеры.



freemotolife Автор: freemotolife

Теги: