mainImage
Константин
14 дней назад Прочее

"Ты не второй, ты великий". Как Ежи Кукучка стал вторым в мире покорителем всех восьмитысячников планеты.

Имя сегодняшнего героя – Ежи Кукучка. Он опоздал на десяток лет со стартом, но в итоге шел по пятам за итальянским альпинистом Райнхольдом Месснером, став вторым после него человеком, которому удалось покорить все величественные вершины мира. В отличие от публики, нумерация его не особо интересовала. Ощутить себя в шкуре первооткрывателя, побывать героем собственной истории и оставить после себя след - вот чего добивался польский скалолаз. Ты готов пройти вместе с ним через самый важный в его жизни день? Тогда закутайся потеплее, нам предстоит взобраться на Шиша-Пангму!

Бывший тяжелоатлет стал альпинистом.

Инструктаж перед подъемом

Еще в 17 лет один из друзей познакомил его с альпинизмом, тогда он нашел в нем свое призвание. Ему нравились трудности, опасность, по нраву ему пришлись и то, что на пути приходилось работать не только телом, но и головой. Он обожал тот момент, когда достигая пика все твои труды вознаграждаются потрясающим видом и ощущением, словно перед тобой весь мир, а рукой можно достать до небосвода.

«Я сделал фантастическое открытие. Всё остальное перестало для меня существовать».

Ежи Кукучка вместе с другом Артуром Хайзером покоряет Эверест. 1980 год.

Знаешь сколько существует гор, вершина которых уходит за 8000 метров? Целых 14! А сколько человек покорило каждую из них? Всего 41. Ежи Кукучка добился этой цели на год позже Месснера, но он не устраивал с ним гонку, вместо этого он прокладывал свой путь на вершину, в прямом смысле. Он был первопроходцем, создателем новых маршрутов, исполнив свою мечту всего за 8 лет.

Путь к подножию Шиша-Пангмы

Стиль Кукучки считали экстримальным, так как он зачастую выбирал самый тяжелый путь. Отвесные стены, ночлег над пропастью, забивание колышков страховки на высоте в несколько тысяч метров – это все про него. В начале 1987 года ему удалось собрать экспедицию из таких же совриголов для покорения Аннапурне, предпоследнего восьмитысячника в его списке. Зачеркнув и её, в конце осталось лишь одно не помеченное имя Шиша-Пангма. Цель близка как никогда и откладывать её на следующий год он не собирался.

Любительская съемка группы Ежи, материал с покорения Аннапурне.

«Я еще в 1983 года собирался незаконно пробраться через границу, чтобы пробраться на северо-западный хребет, но сезоны скалолазания прошли, а в моей жизни были и более доступны для реализации пики. Когда же я в 1987 подошел к подножию Шиша-Пангмы, я сильно нервничал перед своим последним восьмитысячником. Целый год я добивался разрешения у Китая, но мне либо отказывали, либо выставляли такие условия, что заставляли отказываться меня».

Отдых. Слева Артур Хайзер, справа Ежи Кукучка.

Первая попытка завершилась неудачей, дойдя до первой точки маршрута, им пришлось спускать на носилках одного из участников группы, пострадавшего от высотной болезни. Только 28 августа они приступили к освоению. Такая толпа не смогла бы следовать его излюбленному альпинистскому методу, так что разделенные на команды они решили взбираться разными маршрутами.

Вверх!

«От отправного лагеря мы поднимались на лыжах, я впервые воспользовался ими на такой высокой горе и мне сразу это понравилось. Наша первая остановка была на стандартном маршруте, где на высоте 6400 метров мы основали традиционный лагерь. Знаете зачем? Нет? А, так мы часто делали для акклиматизации, да и хотелось тщательно изучить наш выбранный маршрут со стороны. Мы собирались одолеть Шишу-Пангму во втором заходе».

Прокладывая новый путь. Фото сделанное во время покорения.

Про ту самую остановку он рассказывал с неким восторгом, так как тогда их чуть не накрыло лавиной. Проснувшись на такой высоте, Ежи привычными движениями начал разминаться и разогревать воду прямо в палатке. Резкий шум заставил его вместе с товарищами вырваться из теплого плена лагеря на морозный воздух. Там они увидели, как на них несется нескончаемый белый поток. Успев схватить то, что было под рукой из одежды. Они начали убегать и лишь когда сил больше не оставалось, завалившись в снег Ежи развернулся и сперва обратил внимание на отсутствие ботинка на одной ноге, а затем увидел ту самую лавину, остановившуюся в сотне метрах выше их лагеря.

Сейчас по отработанному маршруту на вершину взобраться может любой желающий. Набитый кошелек, месяц подготовки и вот ты уже на вершине.

«Позавтракав, мы на второй день поднялись еще выше, оттуда можно было разглядеть нашу цель – северо-западный хребет. На следующий день бы без проблем спустились в самый первый лагерь и начали подготовку, сопроводив её двухдневным отдыхом. Роль повара в нашей меняла хозяина каждый день. Компания была разношерстная и каждый хотел похвастаться национальной кухней. Сегодня французское меню, а завтра уже мексиканская. Было столь же интересно, как и вкусно».

Альпинизм в стиле поляка подойдет далеко не каждому.

Будильник поставили на 4 утра и бросили его на гору собранных рюкзаков. Выспаться Ежи не удалось из-за волнения, но это ему не помешало. Погода не менялась дня 4, да и снег не шел – это для альпинистов отличный знак. Путь до отметки в 6400 метров был довольно простым, оттуда они выдвинулись к основанию северо-западного хребта, а у его основания был разбит лагерь.

«Когда ужин был готов подул сильный ветер и начался снегопад. На следующий день стало только хуже. Мы поняли, что было ошибкой покидать отправную точку и вернулись туда. Те долгие 3 недели беспокойств сильно проредили припасы. Нам пришлось сильно постараться, чтобы продлить для экспедиции пропуск на еще одну неделю. Тревога, нервозность и спешка – все это очень опасно для скалолазов».

Последний шанс

Солнце появилось только в середине сентября. Все силы были брошены на сборы, а в первый же день они вновь приветствовали северо-западный хребет. Следующий день они потратили буквально прорываясь через снежный океан с 25-килограммовым рюкзаком на спине у каждого. Такой медленный темп заставил их вновь делать коррективы в маршруте. Ежи долго не принимал идею выйти из одного снежного болота в другое, уже с южной стороны хребта, но в итоге поддался. Его вариант с подъемом под отвесному гребню отвергли из-за слишком огромных затрат по времени.

«7900 метров. Вот мы и здесь. Я рад покинуть эти снежные поля, я устал пахать этот бездонный снег. Следующая часть маршрута выглядела сложной. Приправленный свежим снегом, изрезанный трещинами и чрезвычайно крутой камень. Этот камень выжал из меня все мои знания и навыки, и все это под угрозой лавины. Зато как хороша была награда. Мы были первыми, кто вступил на западную вершину».

Кульминационный ступор

Ежи с улыбкой вспоминает тот момент. Солнце медленно уходит за Гималаи, требуя достать фотоаппарат. Группа радостно расходится по местности, изучая окружение и делясь впечатлениями. Сам Кукучка застыл на месте, словно все еще не верил в происходящее. Когда же он сделал 2 шага к своим счастливым товарищам, то под его ногами треснул уступ и лишь многолетние рефлексы помогли ему зацепиться ледорубом. Как говорит – «меня вновь спас мой ангел-хранитель».

То, чем любовался наш герой можно увидеть на съемках румынского альпиниста Алекса Гавана. 2013 год.

Пора домой

«Практически сразу группа собралась спускаться, я же на пару со своим другом не спешил. Мы расставили палатки и решили насладиться моментом. С самой вершины я любовался закатом, а нижние горы горы лежали во тьме. Несмотря на усталость меня осенило, что это мой четырнадцатый восьмитысячник, завершения моих блужданий по Гималаям. Не было сил прыгать от радости, я просто сидел, задыхаясь, как рыба на воздухе. На следующий день мы спустились до второго лагеря, а оттуда уже буквально слетели на лыжах».

Их экспедиция открыла сразу два новых маршрута. Девять человек достигло вершины. Многие из них поставили рекорды своих стран, а Эльза Авила не только была первым взобравшимся на Шишу-Пангму альпинистом из Латинской Америки, но и сделала это в 23 года.

Услышав о его подвиге, Райнхольд Месснер отправил ему телеграмму, где в коротком предложении описал все восхищение к польскому скалолазу – «ты не второй, ты великий!». Позже их обоих наградили серебряными олимпийскими медалями. Месснер отказался, пояснив, что для него альпинизм это метод достижения цели, а не спорт. Ежи Кукучка медаль принял со словами:

«В альпинизме как в шахматах - это место как для личных амбиций так и для спортивных достижений. Если бы мне их не хватило, я наверное ни за что бы не поднялся на восьмитысячники».

Он посвятил горам всю свою жизнь, им же он её и отдал. Несчастный случай с обрывом страховочного троса и летящий в бездонную бездну Ежи - это последнее, что увидели его товарищи во время попытки одолеть самый тяжелый склон Лхоцзе.

Героям северного лика Лхоцзе. Памятник погибшим альпинистам.