mainImage

О тренерской работе: ошибки, примеры и обучение в стенах РГУФКСМиТ

Стать тренером в России может каждый человек с высшим образованием – главное не пожалеть 15000 рублей и выкроить три недели для обучения на начальную тренерскую категорию. Все занятия проходили в стенах РГУФКСМиТ

Каждый из нас хотя бы раз в жизни мечтал попробовать себя в роли главного тренера: постоять возле бровки, с умным и мучительным видом на пальцах показывать, кому и куда бежать в определенный момент, а также отвечать на глупые (и не очень) вопросы от представителей СМИ на пресс-конференциях. Но спешу вас огорчить – тренерская работа подразумевает большое количество потраченных нервов, обилие колких комментариев от разгневанных болельщиков и постоянное пребывание в муках творчества и верно выбранной схемы. 

Бытует мнение, что хорошим тренером может стать только качественный футболист, для которого газон - это второй дом, а беготня по зеленому прямоугольнику - единственная радость в жизни. На деле все не так - попробовать свои силы на тренерском поприще могут и юристы, и сантехники, и даже продавцы шаурмы. Было бы желание гигантских размеров, наличие высшего образования, некоторое свободное время и пятнадцать тысяч рублей в кармане (как сейчас по расценкам не в курсе, но четыре года назад все упиралось в эту сумму). В России система подготовки тренерских кадров вызывает сомнение даже у рядовых обывателей. 

Дело в том, что обучение начинается с категории С, которая дает право тренировать не только любительские коллективы, где мужики бьются за пиво и спасибо от руководства, но и маленьких детей. Это в корне неверный подход. Приходя на тренерские курсы, большинство слушателей не знает основных постулатов детской психологии, строения детского организма и не умеет общаться с маленькими подопечными. Было бы правильнее и логичней выдавать лицензию категории С только людям с педагогическим образованием, если они собрались работать с детьми и посвятить свою деятельность подготовке новых кадров для национальной сборной (утрируем, но чем черт не шутит). 

95% слушателей в один из годов хотели работать в системе детско-юношеского футбола. Один из них, уже трудясь с детьми, заставлял семилетних парней оттачивать навык игры головой, что категорически нельзя делать с этой возрастной категорией 

В 2016-м году мне довелось обучаться в группе слушателей (все занятия проходили на территории РГУФКСМиТ, одного из ведущих спортивных университетов страны), которые стремились получить лицензию минимального уровня. Девяносто пять процентов из них либо уже работали в детско-юношеском футболе, либо только планировали приступить к труду в этом направлении. 

Только пять процентов «студентов» рассчитывали получить работу во взрослом футболе после успешной сдачи выпускного экзамена. Половина слушателей провалилась на экзамене потому, что не имела даже малейшего представления о тренировочном процессе для детей. Один из моих несостоявшихся коллег прибыл в Москву из Ярославля, где он работал в одной из местных ДЮСШ. Там он отвечал за координацию тренировочной работы группы игроков в возрастной категории U-7. 

Его оттуда прогнали спустя неделю после заключения контракта. Суть в том, что он просил детей оттачивать мастерство при ведении воздушных единоборств. У трех мальчишек началось сильнейшее головокружение, одного стошнило, а один потерял координацию. Насколько мне известно, проводить работу над умением правильно бить головой можно только с детьми, достигшими десятилетнего возраста. У них в силу возрастных и физиологических особенностей крепче скелет и более сформированное тело. 

Один из тренеров не видел разницы между январскими и декабрьскими игроками, а другой «специалист» нагружал юных футболистов одинаковыми тренировками, не спросив, чем они питались до занятия. В обоих случаях отчетливо видны просчеты тренеров 

Еще один пример вопиющего незнания был «продемонстрирован» одним из парней на курсах в беседе со мной. Работая в системе детско-юношеского футбола, этот человек не видел никакой разницы между ребенком, появившимся на свет в декабре и ребенком, рожденным в январе того же года. Это такая же обманка, как товары по 999 рублей в магазинах технического оборудования. Суть в том, что промежуток между рождением двоих детей равняется одному году, а это крайне большая пропасть в столь нежном возрасте. 

Когда одному из детей исполнилось тринадцать лет, второму в тот момент едва стукнуло только двенадцать, поэтому для каждого из них нужен был индивидуальный подход в тренировках. Еще один момент бросился мне в глаза, пусть и не так отчетливо. С автором этой истории я столкнулся не лично, а в процессе общения с одним из детско-юношеских тренеров. Его коллега, придя утром на тренировку, подготовил план занятий на определенный день с учетом недельных требований по подготовке. 

Один из его подопечных очень плотно позавтракал перед занятием, в то время как второй скушал лишь шоколадку на станции перед посадкой в электричку. Изнурительные тренировки возымели свой негативный эффект на обоих молодых спортсменов - первого стошнило от переедания, а у второго закружилась голова вследствие отсутствия питательных веществ в организме и недостаточного количества съеденной еды. После той истории тренер принял к сведению свою ошибку и стал более внимательно относиться к рациону своих подопечных - в ряде случаев он даже созванивался с родителями игроков, чтобы убедиться в правдивости слов маленьких футболистов. 

Грегорио Мансано, работавший в «Севилье» и «Атлетико», начинал свой путь в качестве учителя физической культуры. После работы в школе его пригласили в любительский клуб Испании, где он приступил к получению нужной лицензии

Как видите по этим трем примерам, тренировать взрослых гораздо легче, чем детей. Сможете навскидку назвать знаменитых наставников, которые начинали свой тренерский путь с работы молодыми исполнителями? Грегорио Мансано из Испании приходит на ум практически сразу. Самое забавное в его истории то, что испанский специалист вообще не думал становиться тренером! В возрасте двадцати семи лет он приступил к работе в одной из испанских общеобразовательных школ в должности учителя физкультуры. 

Там он старался привить местной команде сугубо испанский футбол – быстрая игра в центре поля, интеллект на всех участках площадки, своевременные и довольно резвые передачи как на короткие так и дальние дистанции и стремление избавляться от мяча в долю секунды. Представители одного из любительских клубов Испании оценили по достоинству вклад Мансано в победы простых учеников, поэтому в скором времени он стал полноправным наставником команды из пятого дивизиона Испании. 

Мансано не терял времени зря, попутно изучая каноны психологии, педагогики и социологии в одном из самых престижных университетов того региона. Изучите беглым взглядом послужной список Мансано – не подходивший к мячу на профессиональном уровне человек в очках и с задумчивым видом интеллигента поработал в мадридском «Атлетико», «Севилье» и «Малаге». Стоит ли лишний раз напоминать, что все эти команды в разное время находились далеко не на последних местах в Испании? 

Карлос Альберто Паррейра выводил шесть команд на чемпионат мира, а в футбол попал случайно – ему предложили сделать курсовую работу на одну из связанных с этим видом спорта тем. В 24 он уже работал с национальной командой Ганы 

Другой пример – бразилец Карлос Альберто Паррейра, которому до двадцати четырех лет футбол был до одного места. В университете ему предложили на выбор несколько тем для курсовой работы, и он приступи к написанию текста о физических особенностях футболистов разных возрастов. Заинтересовавшись вплотную этой темой, и защитив курсовую на пять баллов, он решил связать себя с тренерским ремеслом. 

Спустя год бразилец вытащил счастливый билет. Нежданно-негаданно на него вышли представители национальной сборной Ганы, и Карлосу пришлось ехать на другой континент. Да, он провалился. Да, ему было категорически сложно привыкать к местному менталитету и особенностям общения с заграничными игроками. Да, его нещадно критиковали и просили уйти. Но он не сдал позиции, извинился перед ганскими болельщиками за неудовлетворительные результаты и вернулся в родные края. В итоге, Карлос несколько раз приезжал на чемпионаты мира с разными коллективами с различных континентов. 

Последний раз на крупном мировом турнире ему удалось побывать десять лет назад, когда он пытался подобрать нужную схему для сборной ЮАР. Кроме того, нелегкая судьба занесла его и на клубный уровень – улыбчивый и вдумчивый бразилец возглавлял турецкий «Фенербахче» и испанскую «Валенсию». Ситуация с Паррейрой и Мансано во многом показательна - упорный труд неиссякаемая энергия, страсть к любимому делу и желание совершенствоваться творят чудеса. Желаю удачи всем потенциальным тренерам и детального изучения будущей профессии.