mainImage

Барев дзес, ахпер. Единственный армянин в истории "Пари Сен-Жермен". Скандалы, мода и колонка в журнале

Сейчас все постсоветские болельщики пристально следят за успехами Генриха Мхитаряна, но восемь лет назад в «Пари Сен-Жермен» играл другой армянин. Ну, армянином его можно назвать сугубо технически – Апула Эдель родился в Камеруне и воспитывался в Африке, однако после трех лет в «Пюнике» принял армянское гражданство. В Армении камерунец показал себя образцовым легионером – выучил на базовом уровне армянский язык, полюбил местную кухню и подружился со многими болельщиками. Целых шесть матчей удалось провести за армянскую сборную уроженцу Яунде, поэтому факт остается фактом – в ПСЖ играл армянин. 

Играл нервозно и частенько ошибался – болельщики французского гранда вздохнули с облегчением, когда Апула покинул клуб. Тернистый путь до Парижа был нелегким – Апула, по собственному признанию, даже не рассчитывал оказаться когда-то в команде своих детских грез. В 2005-м году Апула вместе с соотечественником Карлом Ломбе получил выгодный контракт в румынском «Рапиде», расторгнув предварительно соглашение с «Пюником» в одностороннем порядке. Ситуацией после жалобы «Пюника» заинтересовалась Палата по разрешению споров ФИФА, и в апреле 2007-го года Эделю пришлось выплатить пятнадцать тысяч долларов США руководству «Пюника». 



Натурализация оказалась выгодной для Апулы, которого постоянно обвиняли в подделывании документов. Относительно африканца распространился слух о том, что он выступает под ненастоящим именем, а его возраст искусственно занижен. СМИ считали, что на самом деле Апулу зовут Амбруаз Беямена и он старше Эделя на пять лет. Над Эделем даже нависла угроза тюремного заключения, а над его тогдашним работодателем – угроза снятия шести очков и исключения из Лиги Чемпионов. Как бы то ни было, Эдель заключил контракт с «Пари Сен-Жермен» на правах свободного агента зимой 2007-го года. После перехода Эделю уготовили роль резервного стража после Микаэля Ландро, Жерома Алонзо и Грегори Купе. 

Иными словами, пробиться в состав при такой конкуренции казалось нереальным. Шестнадцатого ноября 2007-го года армянин сыграл первый матч за ПСЖ против сборной Гвинеи – та игра носила товарищеский характер, а Эдель после травмы Лориса Арно вышел в нападении. Игровой практикой вратаря обделяли – он сыграл только в Кубке УЕФА против «Вольфсбурга» и в Кубке страны против «Нанси». Под руководством Поля Ле Гуэна вратарь сыграл лишь в четырех матчах за два года, но на смену французу пришел Антуан Комбуаре. В Эделя поверили, и он зарекомендовал себя, как один из лучших вратарей лиги после травмы Грегори Купе. 



В 2011-м году Эдель уступил место в рамке Купе, набравшему приличный ход после восстановления, поэтому над Эделем нависла угроза ухода из клуба на безвозмездной основе. В марте к нему обратились тренеры сборной Армении, желавшие укрепить вратарем ПСЖ последний рубеж обороны, но Эдель отказался вставать под знамена армянской команды спустя шесть лет. Председатель правления Робин Лепру заверил, что армянин вместе с Мамаду Сахо и Людовиком Жюли останется в клубе, но предложение от израильского «Хапоэля» из Тель-Авива. Эделю предстояло заменить нигерийца Венсана Эньяму, отправившегося на повышение во французский «Лилль». 

Эньяма постоянно забивал с пенальти, поэтому от Эделя в шутку ждали голов. Каково же было удивление израильской публики, привыкшей ко многому в исполнении Эньямы, когда Эдель забил. Дальнейшая карьера армянского камерунца, ставшего одним из самых загадочных игроков в истории армянской сборной, никому неинтересна – вратарь играл за индийские клубы, и именно в стране, подарившей зрителям кинофильм «Танцор диско», Эдель завершил свой путь. За пределами футбольного поля Эдель – настоящий модник. Он дружит со многими дизайнерами в сфере швейной промышленности, постоянно посещает показы мод и собирает комплименты от друзей-дизайнеров за чувство стиля и понимание моды. 



Эделю удалось завязать дружбу даже с легендарным Жан-Полем Готье, который неоднократно ужинал с армянским вратарем и приглашал его на показы. Индийский журнал India Today частенько упоминал Эделя, говоря о яркой смеси индийского и европейского дизайнов моды в одежде. Эдель даже выпустил несколько статей для этого журнала, поделившись свежим взглядом на ситуацию в мире моды. Главный редактор Мадху Трехан даже заявил, что благодаря интервью Эделя и его профессиональным материалам журнал достиг пика популярности среди простых подписчиков.